Ведьмы
Ведьма происходит от древнеславянского слова «ведать», т.е. знать и обозначает женщину, практикующую магию, волшебство, некромантию.
Людей, которые владели опасными знаниями и умениями, издавна уважали, а зачастую и опасались. В Средневековье сложилось представление, что женщина становится ведьмой, заключив договор с дьяволом. Ведьмам приписывались участие в Шабашах на лысых горах (основной – Вальпургиева ночь – в ночь с 30 апреля на 1 мая), совокупление с демонами в образе мужчин (Инкубами), принесение в жертву младенцев во избежание наступления Конца Света.
Все эти суеверия, выход книги «Молот ведьм»* и патриархальный строй привели к всплеску с конца XV – до середины XVII вв. массовых преследований и казней женщин, считавшихся ведьмами. Этот период в Западной средневековой Европе вошёл в историографию под названием «Охота на ведьм»**.
У славян как таковой охоты на ведьм не было, да основные умения ведьм считались: способность к вредительству; умение отбирать молоко у коров, шерсть у овец, яйца у домашней птицы и сало у свиней; лишать людей урожая и делать их вурдалаками; насылать болезни; портить продукты; ведьма может также руководить погодой: вызвать град, засуху, и т. п...
Само по себе ведовство (тайные «знания», колдовство и прочие способности) не считалось в Западной Европе (как и у славян) преступлением, судебные дела против ведьм возбуждались только по обвинению в нанесении конкретного вреда истцу.
ВИДЫ ВЕДЬМ
В народных сказаниях разделяли ведьм на две категории – «от рождения» и «учёных». Прирождённая, природная, или «от рождения» ведьма появляется, если у кого-то рождается подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, или является представительницей третьего поколения внебрачных девушек или является дочерью ведьмы. Прирождённая ведьма могла родиться у матери, которая, будучи беременной, готовила праздничные вечерние кушанья и ненароком проглотила уголёк, или ребенка ещё в утробе матери прокляли.
Учёные ведьмы набирают свои сверхспособности от другой ведьмы, или от чёрта, нечистой силы. Основное отличие между «прирождённой» и «учёной» ведьмами в том, что прирождённая ведьма может иногда и исправить причиненный вред, но ученая никогда этого не сделает: «Хуже ведьма ученая, чем прирожденная».
В древней мифологии ведьмы часто летают на венике или метле. Перед полетом намазываются какой-то жидкостью или наносят на запястье специальную мазь и вылетают через печь. Как правило цель их полета – Шабаш.
После своей смерти, ведьмы, как и упыри, могут вставать из могил, особенно если испытывали в жизни какую-то несправедливость, за которую хотят отомстить (Н. Гоголь «Вий»).
СПОСОБЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ВЕДЬМЫ
Испытание водой
Об испытании водой упоминается уже в древнеиндусской книге Ману и в вавилонском кодексе Хаммурапи. Неясные указания даются и в Авесте. В древненемецком обычном праве и в законодательстве также находится описание испытания водой. Идея этого испытания заключалась, видимо, в том, что вода, как чистая стихия, отказывается принять к себе людей, которые служат нечистой силе.
В украинских судебных актах XVIII в. также встречаются непосредственные указания на испытание ведьм водой, так называемый «Суд Божий». Так, в 1709 году крестьяне и шляхтичи испытывали водой шляхтянку Яворскую: её раздели догола, связали накрест, как это обычно в таких случаях делалось – большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, а палец левой руки привязывали к пальцу правой ноги, – между связанными руками и ногами продели шнур и спустили горемычную в воду. И если она тонула, её признавали невиновной.
Испытание полета
Девушек, считавшихся ведьмами, приводили к большой скале и давали в руки метлу. Если девушка разбивалась о скалы, что разумеется и происходило, то ее считали невиновной.
Сожжение ведьм
Первая женщина, обвиненная в ведмовстве была сожжена в Тулузе в 1275 году.
Когда в Средневековой Европе горули костры Инквизиции, в Московском государстве ведьмы, наравне с проститутками, находились под защитой закона и за их оскорбление полагалась денежная выплата.
На западе главным основанием для преследования ведьм было подозрение в отношениях с нечистой силой, отступлении от католической религии, а у славян все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который как будто причинила ведьма.
Многие историки считают, что причина мягкости судебных приговоров относительно ведьм у славян заключалась в том, что ведьме приписывали на много меньше злодеяний, чем на западе. Да и вера в демонологию у славян была намного слабее, чем у западных европейцев.
В книге «Чары на Украине» (1928 г.в.), К. Штепа писал, что «не отсутствие демонологии, как думал Антонович, а особый, отличный от Западной Европы характер её был причиной и особого отношения нашей общины к её адептам. Сами волшебники и ведьмы у нас в большинстве своём были не такие как на западе. Анализируя представления связанные с верой в ведьм и волшебников у славянских народов, мы не видим там никаких следов той волны антично-западного чернокнижья, которая прокатилось по Западной Европе и была там главным поводом для преследования ведьм. Демонологии, в понимании законченной теории, у славян не появилось, так же, как не докатились и элементы вульгарной демонологии античных народов. Примитивная демонология сохранялась в своих пережитках у славянских народов, но с верой в ведьм не была связанная, по крайней мере, мы не видим нигде её ярких следов. Кое-где замечается влияние демонологии догматической, то есть догматических представлений официальной Церкви – в представлениях о Сатане и его участии в чародейских актах. Дуалистический мотив вообще, оказывается, здесь очень слаб, хотя и не совсем отсутствующий, – возможно здесь состоялись последние волны большого дуалистического течения, которое прошло по Европе».
Так что или кто же на самом деле «ведьма»? монотонное описание большинства из людей искажает истинную сущность ведьмы. Изначально, ведьмами считались те люди (и мужчины, и женщины, но чаще вторые), которые знали и умели больше других. Колдовство считалось абсолютно нормальным явлением, а ведьм почитали и уважали. Ведьмы никогда не поклонялись Сатане, так как попросту не верили в его существование. Основным законом ведьм считалось «не причинить вреда». Только после становления христианства, слово «ведьма» стало ассоциироваться с чем-то темным и мерзким. Магия стала считаться грехом, а ведьм стали сжигать, организовывая на них охоты. Хоть в Ветхом Завете написано дословно «не убий», после многочисленного переписывания Библии вместо «отравителю не жить», появилось «ведьме не жить».
* «Молот ведьм» (нем. Hexenhammer, лат. Malleus Maleficarum) – известнейший трактат по демонологии, написанный двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером (латинизированный вариант имени – Генрикус Инститорис) и Якобом Шпренгером, и опубликованный в городе Шпайере в 1486 году.
Эта книга – инструкция по распознаванию ведьм, выдержавшая в короткий срок множество изданий, стала наиболее популярным обоснованием и руководством в последовавшей вскоре «Охоте на ведьм» конца XV – середины XVII века.
** Охота на ведьм – преследование людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с античных времён, но особого размаха достигло в Западной Европе и Америке конца XV – середины XVII веков. Только по судам над баскскими ведьмами (1609—1610, судья Пьер де Ланкр) проходило не менее 7 тысяч человек.